К началу 2020 года астрономами обнаружено и официально подтверждено открытие 4235 экзопланет. Открытые новые миры разные и непохожие друг на друга настолько, что еще 20 лет назад это могло показаться фантастикой даже для самого оптимистически настроенного любителя космических открытий. Особенно поразительные открытия собраны и приведены ниже в списке “Космические рекорды от экзопланет”.

Расстояние от Земли

Наиболее близкая планета

Ближайшая к нам звезда Проксима Центавра имеет собственную планетарную систему! По крайней мере, одна планета там есть наверняка. И, что интересно, размер и масса открытой планеты схожи с нашей Землей. Это дает надежду на то что в будущем удастся более детально изучить данную систему на жизнепригодность и возможность отправки первых межзвездных экспедиций именно к Проксима Центавре. Существует также предположение, что данная система обладает не одной планетой и возможно даже собственным поясом астероидов, что делает эту систему наиболее перспективной для будущего освоения человеком.

Наиболее далекая планета

Планета SWEEPS-11 системы SWEEPS J175902.67291153.5, это газовый гигант, по своим физическим характеристикам – фактически “второй Юпитер”. На этом сходства с планетой нашей Солнечной Системы заканчиваются. Вращается он чрезвычайно близко к своей родительской звезде, настолько близко, что температура его верхних газовых слоёв теоретически может достигать 3000 градусов по Кельвину, а орбитальный период вокруг звезды составляет всего 41 час (например у Земли это 365 дней). Да и сама родительская звезда этой планеты находится не в самом спокойном месте Вселенной, не где-нибудь, а практически в центре нашей Галактики, именно в том районе космоса, где влияние гравитации сверхмассивной черной дыры особенно заметно. Расстояние до данной системы составляет 27 тыс световых лет, и это рекорд для экзопланет нашей Галактики, но не для Вселенной в целом. Есть, конечно, достойный кандидат в экзопланету под названием PA-99-N2 в Галактике Андромеда, а это ни много ни мало 2,52 млн световых лет от Земли, однако данный объект не является окончательно подтвержденным и пока не может претендовать на рекорд.

Масса планеты

Самая тяжелая планета

Сейчас звание самой тяжелой планеты неофициально принадлежит DENIS-P J082303.1-491201 b, её масса в 28 раз больше нашего немаленького Юпитера, это по настоящему тяжеловес космических масштабов! Человек массой 75 кг, весил бы на этой планете 19 тонн. Но почему этот рекорд, так сказать, неофициальный? Дело в том, что газовый гигант подобной массы имеет в своем распоряжении настолько много материи, что сила её сжатия начинает производить огромное количество тепла, а конкретно эта планета настолько горяча, что скорей всего её поверхность излучает светло-красноватый свет видимый человеческому глазу, и способный буквально согреть ближайшие к ней окрестности. После такого “тёплого приёма” данную планету в научных кругах довольно непросто назвать “планетой”, скорей коричневой звездой или коричневым карликом. На самом деле, люди пока не определили для себя, где находится грань между большой планетой и маленькой звездой.

Самая легкая планета

PSR B1257+12 b на март 2020 года является самой маломассивной экзопланетой. Её масса всего лишь вдвое превосходит массу нашей Луны. Она настолько маленькая, что удивительно, как мы её вообще смогли обнаружить и даже подтвердить ее существование. Эта планета даже успела получить собственное имя “Драугр” (в древней мифологии так звали ожившего мертвеца, имевшего дружеские отношения с вампирами). Несомненно, это имя более чем подходит данной крошечной планете, потому что ее родительская звезда – это высокоэнергетический и чрезвычайно активный пульсар. Мало того, что много миллионов лет назад этот пульсар стал “результатом” сильнейшего взрыва умирающей звезды, так еще и сегодня в наши дни он весьма регулярно “одаривает” радиоактивными лучами поверхность многострадального Драугра.

Самая горячая поверхность планеты

поверхность горячей планеты
Поверхность Венеры

На Венере советский посадочный зонд “Венера-14” зафиксировал температуру воздуха у поверхности 477°C, это оказалось так много, что бронированный робот с толщиной корпуса 45 мм, весь покрытый отражателями тепла, вышел из строя всего через 65 минут после удачной посадки. В доменной печи, куда под высоким давлением нагнетается горячий газ, создается температура 1800 градусов. Этого более чем достаточно, чтобы расплавить большинство известных человеку металлов.

Но для планеты KELT-9b даже самая горячая доменная печь покажется настоящим холодильником, т.к. температура её поверхности разогрета до фантастических 4300 °C. Любое известное вещество при подобной температуре будет находиться в расплавленном виде. Если вы хотя бы раз что-нибудь слышали о металлических дождях, скорей всего речь шла именно о данной планете, здесь такое вполне возможно. Причиной такого жаркого климата, является близкое соседство планеты со своей звездной, всего 0.03 а.е. (орбита Меркурия 0,3 а.е. – то есть в 10 раз дальше). Поток звездного света там настолько огромен, что буквально сдувает в космос часть вещества планеты. Планета KELT-9b в прямом смысле тает на глазах, и через много миллионов лет полностью исчезнет ее массивная газовая оболочка.

Самая старая планета

Как нетрудно догадаться, искать самую старую планету нужно вблизи самой старой звезды. Звезд старше 10 млрд лет, мы знаем откровенно говоря мало, и лишь у одной астрономы обнаружили планетарную систему, причем состоящую сразу из двух планет: HIP 11952 b и HIP 11952 с. Это газовые гиганты размером и массой слегка превосходящие наш Юпитер вращаются вокруг звезды HIP 11952, возраст которой оценивается в 12.3 млрд лет. То есть эта звезда возникла буквально через миллиард лет после Большого Взрыва. В те далекие времена наша Галактика еще толком не сформировалась и представляла из себя бесформенную тучу газа и пыли, а звезда HIP 11952 уже успела сформироваться и начала согревать своим светом окружающее пространство, в том числе свои планеты. К сожалению, тогда во Вселенной было очень мало разнообразия химических элементов, и практически все объекты состояли из водорода и гелия. Поэтому неудивительно, что обнаружить каменную планету с таким весьма преклонным возрастом нам вряд ли удастся в ближайшем будущем.

Планета с самым продолжительным годом

Если на Земле год длится всего 365 дней, на Плутоне 247 лет, то для планеты 2MASS J2126-8140 год – это непостижимые для жизни любого человека 1 миллион лет. А все потому, что данная планета находится чрезвычайно далеко от своей звезды. Если бы на этой планете обитали живые существа, они бы жили в условиях полной темноты и даже не догадывались, что их планета имеет свое Солнце. В этом мире Солнце светит не ярче блеска Венеры на нашем небе. День и ночь там однообразны и неотличимы ни изменением освещенности поверхности, ни изменением суточной температуры.

Планета с наибольшим количеством светил в небе

PH1 b – газовый гигант, напоминающий наш Нептун, имеет в своем небе сразу 4 светила. Планета вращается непосредственно вокруг тесной звездной пары. Именно эти звезды освещают и согревают атмосферу PH1 b, а в ночном небе данной планеты особенно ярко выделяется еще одна тесная пара звезд данной системы. Эта вторая пара находится значительно дальше первой, и она не способна обогреть планету, но создать с трудом заметную тень – вполне.

20 − 8 =