Группа исследователей из Великобритании и США нашла в залежах силурийского периода ископаемые останки бесхребетного животного. Из-за большого количество щупалец и удивительной формы исследователи назвали это животное Sollasina cthulhu в честь мистического существа, древнего темного божества Ктулху из романов Говарда Лавкрафта.

Artist's reconstruction of Sollasina cthulhu
Изображение художником нового вида, названного Sollasina cthulhu в честь H.P. Мифический зверь Лавкрафта. Элисса Мартин, Музей естественной истории Йельского Пибоди

Ктулху и другие иглокожие

Ктулху полностью соответствует своему имени, которое в современном мире давно уже стало символом всего ужасного и загадочного. А тот факт, что настоящий ктулху, в отличие от книжного, был всего 3 миллиметра в длину, дела принципиально не меняет.

А ученые из Великобритании и США говорят, что внешность и название у этой твари это не самое интересное. Ктулху относится к иглокожим – группе, которая является отдаленным родственником хордовых, несмотря на их внешнюю непохожесть. Собственно, личинки некоторых иглокожих, по современным представлениям, напоминают общего предка всех вторичноротых.

Современные иглокожие охватывают такие разные по строению тела организмы как:

• Морские лилии (преимущественно мягкотелые прикрепленные ко дну существа с радиальной симметрией),
  • Морские звезды (относительно подвижные придонные хищники, которые в процессе эволюции приобрели пятилучевую симметрию),
  • Морские ежи (малоподвижные всеядные существа с куполообразным телом и длинными иголками)
  • Голотурии или морские огурцы (существа с билатеральной симметрией и почти отсутствующим внешним скелетом, которые ведут слабоподвижный образ жизни).

Краткая история иглокожих

Учитывая такое многообразие и чрезвычайную древность иглокожих (а древнейшие из них появились еще в кембрийском периоде более 500 млн. лет назад), ученых интересует сложная и драматическая история организмов, которые за все время своего существования несколько раз меняли план строения своего тела. Интриги добавляет и то, что значительная часть из 13 000 ископаемых видов иглокожих, открытых сегодня, не относится ни к одной из вышеупомянутых групп.

Собственно, новооткрытая Sollasina cthulhu и относится к ископаемому классу Ophiocistioidea. Интересным является и то, что все 13 до сих пор описанных видов этого класса найдены в единственном месте на Земле – в залежах в английском Херефордшире, которые датируются силурийским периодом и возрастом 430 млн. лет. Офиоцистодии, по мнению многих ученых, являются предками современных голотурий и морских ежей, несмотря на то, что они довольно слабо напоминают своих потомков.

О чем рассказал “Ктулху”?

Интересен он не количеством своих щупалец, а хорошей степенью сохранности. Иглокожие, благодаря внешнему скелету, которые хорошо кальцифицируются, вообще довольно неплохо сохраняются. А здесь ученые получили действительно хорошо сохранившийся образец, который позволил им детально изучить строение ископаемых иглокожих.

Оказалось, что несмотря симметрию своего трехмиллиметрового тела и похожий образ жизни, он не был близким родственником морских звезд. Ученые поместили его между морскими ежами и морскими огурцами, отмечая присутствие в нем признаков обоих классов. С морскими ежами новое существо роднит достаточно сложное строение ротового аппарата, в то время как слабое развитие внешнего скелета приближает ее к голотуриям. В конце концов, проведя анализ всех признаков, ученые пришли к выводу, что ближайшим современным родственником “ктулху” являются именно морские огурцы.

Новое открытие в очередной раз доказывает нам, что в эволюции сходство форм мало о чем может сказать. Разные группы организмов в течение своего развития могут создавать очень непохожие друг на друга ветви, родство которых можно установить, только изучив анатомию и сравнив ископаемые останки с современными организмами.

5 − пять =