Около 6 000 лет назад число мужчин, имеющих детей, резко сократилось — возможно, на целых 95 процентов-по всей Азии, Африке и Европе, показывают генетические исследования. Ученые уверены, что они могут ответить на этот вопрос.

клановые войны древности виновны в коллапсе мужской хромосомы?

Новое исследование утверждает, что конфликт между враждующими патрилинейными кланами, возможно, уничтожил большую часть мужского населения, включая целые мужские роды. Со временем эти разрушительные клановые войны, вероятно, привели к краху разнообразия в Y-хромосоме или так называемому, генетическому узкому месту.

В 2015 году, исследователи обнаружили этот провал в Y-хромосоме, которая передавалась от отца к сыну, в эпоху неолита. Однако они не заметили соответствующей картины в митохондриальной ДНК, передаваемой от матери ребенку. Этот дисбаланс указывает на социальную причину снижения воспроизводства мужчин, а не на экологическую.

Для возможного объяснения этой ситуации, исследователи оглянулись назад на 12 000 лет, когда начиналось сельское хозяйство и группы охотников-собирателей начали переходить в более крупные, более оседлые кланы. Эти кланы имели тенденцию быть патрилинейными, где членство следует по мужской линии. Женщины могут вступать в брак в различных кланах и выходить из них, но мужчины остаются там, где они есть. Это уже ограничило бы генетическое разнообразие внутри клана, так как многие из его людей произошли бы от общего мужского предка. Затем, когда эти кланы сражались друг против друга, предполагается, что целые мужские роды, возможно, были уничтожены, в результате чего разнообразие Y-хромосом рухнуло по всему спектру.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications, группа исследователей из Стэнфордского университета использовала математическое и компьютерное моделирование для проверки этой теории. Когда они стравливали (на компьютерной программе) патрилинейные кланы друг против друга в ожесточенных боях за ресурсы , необходимые для их выживания, они обнаружили, что разнообразие Y-хромосом резко снижалось. С другой стороны, когда они моделировали сражения между группами, в которых и мужчинам, и женщинам разрешалось перемещаться по родовым линиям, генетическое разнообразие не страдало так сильно.

Среди других возможных объяснений генетического узкого места была конкуренция мужчин. Когда социальные иерархии появились в этих ранних фермерских обществах, влиятельные люди внутри кланов могли родить сотни детей, в то время как у других мужчин их не было. В самом известном примере этой динамики миллионы азиатских мужчин несут Y-хромосомы, похожие на хромосомы монгольского лидера Чингисхана и его потомков. Аналогичным образом, социальные структуры, возможно, диктовали, что у некоторых мужчин было несколько жен, в то время как другие оставались одинокими, также уменьшая разнообразие Y-хромосом.

Марк Томас, который был соавтором оригинального генетического исследования 2015 года, сказал, что объяснение клановой войны может быть наиболее вероятным, основываясь на новом исследовании. Если это правда, то 6 000 лет тому назад было не лучшее время, чтобы быть мужчиной, если вы не были членом одного из тех счастливых нескольких кланов, из которых мы (современные люди) все теперь произошли.

Авторы нового исследования, возглавляемого стэнфордским социологом Тянь Чэнь Цзэнем, теперь планируют использовать свою методологию – мощное сочетание социологии, биологии и математики – для изучения других культур, чтобы увидеть, как генетические различия между группами могут соответствовать политической истории. Явления, которые являются уникальными для людей, могут расширить их охват моделей генетических изменений способами, которые еще предстоит открыть.

Результаты исследования группы из Стэнфордского университета можно увидеть ТУТ